Вас убеждает социальная реклама? Может быть, она меняет вашу поведенческую модель? Нас не убеждает и не меняет. И дело тут не в дизайне, размере шрифта, выборе цвета.
Наша социальная реклама пребывает в состоянии легкого анабиоза. Она с неизменным упорством пытается что-то сказать нам так, чтобы ничего не сказать. Вступить в такую коммуникацию, чтобы мы ни о чем лишнем не догадались. Еще она страдает маниакально-позитивным синдромом.
Читаем определение из учебника: «Социальная реклама – вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям». Теперь смотрим, какие социально значимые темы предлагала нам социалка в последнее время: рожать третьего - не рожать, пороть - не пороть, любить Барнаул - не любить. Оставим за рамками обсуждения безопасность на дорогах, марафон «Поддержим ребенка», «Имидж Алтая», оформление города к праздникам.
Демография под соусом С призывом рожать третьего ребенка обратилось краевое управление по образованию и Благотворительный Фонд «Защиты семьи, материнства и детства» в социальной кампании «Они родились третьими».
Значимость многодетности решили подкрепить образами Чехова, Ахматовой, Некрасова, Гагарина, которые, как оказалось, были третьими детьми. Среди известных третьих - и наши земляки.
Вторая часть социального проекта в поддержку рождаемости - «Защита жизни нерожденных младенцев».
Первой кампании не откажешь в определенной глубине, второй - в эмоциональности. Возможно, кто–то и задумается о рождении третьего ребенка, прикинув: «Если двое у меня такие идиоты. Может быть, третий станет Гагариным?». Но что-то подсказывает, что всплеска рождаемости через 9 месяцев не последует. Прежде чем бежать и размножаться, люди задумаются о сумме материнского капитала, о детском медобслуживании, о садиках и школах, да и вообще, о стабильности в стране.
Пороть - не пороть
Вторая проблема в «социалке» прошлого года - защита детей от их родителей в проекте «Ремень - не метод воспитания» от АКОО «Молодые журналисты Алтая».
«Детей надо воспитывать с любовью», - говорит нам мудрое государство, считая, что общество об этом позабыло. Надо ему напомнить, заодно и продвинуть курс на введение ювенальной юстиции. Актуальность проекта для общества под вопросом, а государственный интерес явный.
Антинаркотик Антинаркотическая пропаганда – одна из постоянных тем социальной рекламы. Ее острота очевидна и для власти, и для общества. Тема представлена двумя социальными кампаниями:
«Живи по-настоящему» краевого управления по образованию. И "Что значит быть взрослым?" краевого управления по печати и информации.
Все понимают, если не говорить о вреде наркотиков, станет еще хуже. Надо говорить. Но как? Именно в подаче антинаркотической социалки идет мучительный поиск. Шок или позитив? У нас выбран позитив и предложен выход - идти в кружки и заниматься спортом. Некоторые из комментаторов считают, что эта кампания - красивая обертка тяжелой проблемы. Другие, наоборот, говорят, что общество устало от негатива и такие картинки на билбордах хоть как-то скрашивают жизнь.
Что ж, может быть еще одна функция социальной рекламы в том, чтобы быть украшением городского ландшафта? Но не удается избавиться от ощущения фальши. Может быть, потому что позитивность выглядит как оправдание за несовершенство и равнодушие социальных институтов?
Барнаул-Бутан Проект, которым порадовала администрация города - «Барнаул- город нашего детства», «Город любви», «Моя Родина» и «Город счастья».
С таким слоганом о счастье пора Барнаулу побрататься с королевством Бутан. Это единственное в мире государство, в котором существует Министерство Счастья, а общепринятое понятие валового внутреннего продукта заменено своим индикатором - "валовым национальным счастьем". Страна без голода и преступности, где люди живут в радости, не зная войн и нищеты, где запрещена охота и практически не ведётся вырубка лесов. Давайте, побратаем наше барнаульское счастье с бутанским. Министерство создавать не будем, ну хотя бы управление по счастью.
Проекты, которые приведены, обрисовывают особенности развития алтайского рынка соцрекламы прошлого года.
Тренд 1 Государственность
Основной заказчик – государство. Социалка продолжает навязываться сверху, а не идти снизу, от общественных организаций.
Тренд 2 Комплексность
Государство осваивает комплексный подход, размещая кампании по разным каналам: наружная, ТВ, печатные СМИ, радио.
Тренд 3 Идеология Актуальность тем, их интерпретация выбирается на основе государственных интересов. Но не всегда, что актуально для государства, актуально и для общества. Поэтому государственная реклама все больше сбивается на идеологическую пропаганду со смутными контурами.
Тренд 4 Позитивность Счастливые лица, милые дети, красивые картинки – все это говорит о том, что из социальной рекламы пытаются создать иллюзорное пространство, как это произошло с телевидением.
Парадокс в том, что сейчас бесполезно прикрывать проблемы. Интернет знает и обсуждает все. Именно поэтому власти никак не удается наладить диалог с обществом путем социальной рекламы.
Автор - Лада Шевкунова
Просмотров: 813
Комментарии
2011-02-15 10:33:30 Автор: Голованов
Правильная статья.
2011-02-15 10:39:10 Автор: Гость
Иногда читаешь вот такие опусы и думаешь, в каком захолустье мы все-таки живем. Город, в котором нет ни настоящих дизайнеров, ни журналистов. Одни компилируют логотипы, выдавая их за свой креатив, другие пишут статьи "на злобу дня", подражая серьезным авторам. И там, и там, вроде, все красиво и гладко, но не покидает чувство, что где-то все это уже было. А, может, так и надо? Сутками серфишь по интернету, выискивая интересные находки, а потом впариваешь их заказчику, при этом обижаясь, когда указывают на плагиат. Или садишься однажды вечером на маленькой кухоньке и решаешь написать статью, в которой не понятно с какой стати свое собственное не самое профессиональное мнение выдается за мнение какой-то группы людей или даже как общественное мнение. Только фальши во всем этом намного больше, чем в той социальной рекламе, о которой статья. И я не верю ни единому слову, т.к., как и непрофессиональный дизайн, непрофессиональная журналистика не убеждает, а вызывает легкую ироничную улыбку.
2011-02-15 10:49:39 Автор: Гость
Мы живем не в захолустье, а в городе счастья. Не поняли еще?
2011-02-15 12:38:32 Автор: ю-л
Лада, а почему анализ не глубокий? Понимаю, что хотелось сделать какой-то обобщенный взгляд на соц.рекламу. Не сочтите критикой. Есть такое ощущение, что это становится хорошим тоном: любые действия в социальной рекламе подвергаются критике. Но и критика бывает разной, одна помогает разобраться, вторая просто говорит, что "это плохо". Например про ремень: вами написано, что проблема не актуальна для общества. А не актуальна ли? Не часто смотрю тв, но сообщения о жестоком обращении с детьми попадаются. Социалка по рождаемости мне нравится. Ну да Бог со мной. Из статьи я не поняла, что ВЫ о ней хотели сказать :-)
2011-02-15 13:22:01 Автор: plyutaroman E-mail:
Как же не счастье, если гигантская "бутылка водки" стоит в центре города( я про стеллу на фото).)))))) Хоть бы носители подбирали)))
2011-02-15 13:25:19 Автор: idia
Друзья, а давайте писать правду! Мы все умрем! Все ужастно! Дети колются наркотой! Бомжи подыхают в подвалах! Пьяные отчимы за последний месяц до смерти забили такое-то количество детей возрастом до 5 лет! Повсюду свалка и разруха! И в конце: no exit!
Клаааасно, кровищщееее.
2011-02-15 13:36:46 Автор: гость E-mail:
а я в Барнауле счастлив, что здесь плохого? А несчастному человеку всегда кажется, что все кругом плохо и гадко...
2011-02-15 13:40:02 Автор: гость
кто о чем чем, а вшивый о бане :-)... кому то везде бутылки водки мерещатся, Вам батенька к врачу...
2011-02-15 13:42:55 Автор: Гость
А может все поедем в Бутан? Там и дизайнеры не нужны и журналисты - там же и так у всех счастье!
2011-02-15 13:52:52 Автор: общественность
Лада, а вы каким образом отмониторили общественное мнение? Такая претензия и пафос, как будто вы пол года планшетное исследование делали не меньше. Вы лично, конечно, тоже в некотором смысле общественность :) ну так и пишите, "мы - Лада Шевкунова, общественность города Барнаула считаем...." ну и дальне по тексту. А то страшно ;););) от масштабности вашего личного мнения становится
2011-02-15 13:53:01 Автор: plyutaroman E-mail:
Врачей счастья еще не придумали, а к водке я отношусь как классовому врагу)))
А бардак вокруг нешуточный, эт правда. Соцреклама вряд ли поможет. Просто дымовая завеса, что что-то предпринимается.
2011-02-15 14:01:50 Автор: Гость
Ересь. После прочтения сжечь.
2011-02-15 14:08:02 Автор: Ксения Погребиская
спасибо за пост, иначе бы я никогда не поняла посыл насчет "они родились третьими"))))
2011-02-15 14:11:35 Автор: Шевкунова- ю-л
Да, для обобщений, нужно было выбрать проекты, что-то оставив за рамками. Критики здесь нет, есть «легкая ироничная улыбка» - компилирую фразу из поста Гостя – Профессионала и Анонима, стенающего о всеобщем непрофессионализме в захолустье. Есть мое мнение о том, что представленные социальные кампании не помогают наладить диалог с обществом. Все желающие могут оспорить это мнение, написав свой материал. С большим удовольствием выставим. О проекте «Ремень» - в том-то и вопрос, что государство очень активно защищает детей как от своих родителей, так и от приемных, что мы наблюдаем по ТВ. Такое чувство, что это перевод стрелок с действительно актуальных тем на псевдоактуальные. Социалка «Третьи» нравится. Лица Ахматовой, Некрасова и др. видеть приятно. Тем не менее, третьего рожать не буду)))).
2011-02-15 14:22:14 Автор: Шевкунова
Ксения, посыл про третьих доходит не сразу. Первым увидела Некрасова у моста на Новом рынке. Слоган прочитала "Они были третьими". Только, когда посмотрела всю серию - стало более понятно, что подразумевалось. Кстати, Ксения, помните у Ершова в "Коньке-Горбунке": "У старинушки три сына. Старший умный был детина. Средний сын и так и сяк. Младший вовсе был дурак" ...
2011-02-15 14:37:08 Автор: я в шоке
"Первой кампании не откажешь в определенной глубине, второй - в эмоциональности. Возможно, кто–то и задумается о рождении третьего ребенка, прикинув: «Если двое у меня такие идиоты. Может быть, третий станет Гагариным?". Лада, да вы похоже не разобрались с контекстом того, что комментируете. Поясняю "я буду радовать" это не призыв плодиться, а призыв не убивать нерожденных детей. Проще говоря, посыл против абортов. И как вы его могли так жестко такую благую социалку "отматерить"??!!
2011-02-15 14:40:37 Автор: Гость
Лада, есть ваше мнение, так и пишите от своего имени. А то все "мы" да "нас"... Если вас что-то лично не устраивает в социальной рекламе Барнаула, то милости просим с проектами. Был тут один недовольный тип, который тоже все рвался порисовать для родного Барнаула. Да что-то пропал... Кто следующий? Голованов, может, вы что-нибудь сделаете, а?
2011-02-15 14:47:38 Автор: Д.Шевкунов
Государство у нас далеко не всегда (к счастью) делает тупые казенные вещи. Вот примеры достойные: "материнский" капитал, новые правила для автомобилистов (включенный ближний свет), страхование банковских вкладов и пр. Из-за этих простых вещей жизнь в стране понемногу улучшается: деток рожают, меньше аварий на дорогах.. Так может и социальную рекламу стоит делать такой простой и понятной? напишите крупно на плакате - за третьего ребенка сумма "материнского капитала" - 312 000 рублей. Для многих - это стимул
2011-02-15 15:13:58 Автор: понятненько
Лада, вы предлагаете невысокопарным языком, просто написать: Куплю детей. Дорого. подпись Государство. ???? Чудненько :) а че, просто и мило
2011-02-15 15:20:14 Автор: ю-л
Дмитрий, боюсь, если написать предложенное, вами, то первое что услышим на портале, что такое выпячивание денежного фактора приведет к разрастанию неблагополучных семей. Родил ребенка, получил денежку, на этом всё родительство и закончилось, а началось освоение бюджета в 312 тыс.
2011-02-15 22:14:00 Автор: Данил Снитко E-mail:
Лада, могу вам сказать — а неплохо же, что государство худо-бедно, но заказывает социалку! Свою лепту внести может каждый желающий — благо, конкурсов и фестов именно по социалке хоть отбавляй. Лично знаю человека, который благодаря победе на одном из таких фестов получил затем кучу коммерческих заказов.
P. S. Как всегда, 90% каментов к статье сосут. Автор поднял проблему, ждет возражений или развития темы, а в ответ — импотентское нытье на тему, в каком захолустье мы живем и про маленькие кухоньки. Надоело захолустье? Вали из захолустья, чо сидишь? Не можешь свалить? Заткнись и займись делом.
2011-02-15 23:33:20 Автор: subzero
на картинке со Смертиным игрок в поло как подскачет, как шибанёт клюшкой по мячу
Данил, конечно, хорошо, что государство худо-бедно заказывает социалку, которую во всем мире называют «некоммерческая»/«общественная» реклама. У нас - социальная. Ее составная часть - реклама госструктур, продвижение их интересов. Сейчас идет кампания милиции со слоганами «Дойти до каждого», «Служа Отечеству - служа народу», рекламируется Служба судебных приставов, миграционка.
«Общественная реклама», пропагандирует позитивное явление – за безопасность на дорогах, помни о победе 1945 года, антинаркотик. Государство просвещает общество – это правильно. Но выбор тем пока идет с перевесом в сторону государственного интереса. Хотя темы, выбранные обществом, могут создать баланс в социалке. И тогда она не будет казаться такой приторно-позитивной. Судя по всему, в этом году стоит ждать появления патриотической тематики? И в каком виде? Реальном или приукрашенном? Кстати, в Барнауле есть пример действующей общественной организации, чья деятельность делает общество лучше. Есть примеры печатных объявлений. В наружке эта организация была представлена один раз и очень скромно. Знаете, как называется эта организация?
2011-02-16 09:32:06 Автор: Гость
Не нравится? Сделайте лучше, принесите в администрацию и перестаньте ныть.
2011-02-16 14:36:25 Автор: Данилу Снитко
"в каком захолустье мы живем и про маленькие кухоньки. Надоело захолустье? Вали из захолустья, чо сидишь? Не можешь свалить? Заткнись и займись делом." Данил, это к автору обращение? очень дельное - поддерживаю. и знайте теперь все, что "Барнаул-Бутан"
2011-02-16 16:12:07 Автор: гостья
самое обидное, что по-хорошему наружка должна поддерживать другие медианосители, но ни как не быть основыным, а в Барнауле она сама по себе существует.
2011-02-16 16:34:36 Автор: Гость
Эт точно! И этот факт спать спокойно не дает владельцам других медиа... Вот и рождаются такие статейки.
2011-02-16 16:42:02 Автор: Шевкунова - гостье
Вы затронули еще один пласт проблемы. В прошлом году как раз хороший задел в комплексной подаче был сделан социальными проектами "Диана теперь слышит", "Антинаркотик", рекламные материалы размещались в наружке, газетах, на ТВ, радио. Так что у администрации появился опыт работы с комплексной подачей. Но в целом соглашусь, что преимущественно крест социальной рекламы несет наружка. Хотя, может быть они имеют и преференции от этого, не знаю.
2011-02-16 17:28:25 Автор: В Климов.
И что Вы опять думаете что достучитесь до творцов из администрации. Меня интересно кто это делает руками, автора на сцену. Я знаю что с администрацией сложно работать,но так нельзя. Карлин с кроликом в руках это даже мою бабушку соседку привело в восторг, Первое что она спросила что ему в руки дадут в год дракона. И гостю от 15 в 10. 39 Дружок, есть в этом городе дизайнеры и журналисты есть. И не пыхти.
2011-02-16 18:57:40 Автор: Гость
как всё уныло, провинциально и ...по-барнаульски (((
2011-02-16 21:46:06 Автор: sub
Карлин с кроликом в руках висел на щите у юридического института, а там стояли Дед Мороз, Снегурочка и снеговик (кажется), за решётчатым забором.
2011-02-16 23:33:55 Автор: plyutaroman E-mail:
Картинка офанареть)))))) Дед Мороз и Снегурка за решеткой))) Злободневно)
2011-02-17 10:38:22 Автор: Лада Шевкунова
Спасибо за комментарии. Подводим итоги. Обзор был задуман для актуализации темы социалки – раз, для опробования формата авторских колонок, который появится в новом варианте Рекпортала - два. То, что я как автор говорю о себе во множественном лице, меня не смущает, потому что мнения я о себе высокого и страдаю манией величия. Часто говорю: «Мы, Лада Шевкунова»))). Напомнив вам о том, что было в социалке в прошлом году, сделаем следующий шаг – на следующей неделе начинаем опрос мнений. Он будет, как всегда выставлен в формате «мнение + фото». Важно! Хотите высказать свое мнение о социальных проектах, пришлите письмо по адресу: editor@rekportal.ru. Вышлем вопросы. Всем удачи и не болеть гриппом.
2011-02-17 15:19:20 Автор: Гость
пжлста...
2011-02-18 10:35:39 Автор: Гость
Мания величия заразна, передается через рекпортал...